МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный
университет
радиофизический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан РФФ
_____________________В.В. Дёмин
« 25 » января
2011 г.
.
Рабочая программа дисциплины
ЭКОЛОГИЯ
Бакалаврская
программа
Направление подготовки
011800 – Радиофизика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Томск
2011
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экология » является обеспечение студентов междисциплинарными экологическими знаниями и формирование естественно – научного базиса их мировоззрения для использования этих знаний в процессе дальнейшего обучения и практике профессиональной деятельности, ознакомление студентов с экологией как наукой, овладение начальными знаниями о структуре, функционировании и многообразии экологических систем планеты Земля, с классификациями экзогенных и эндогенных факторов влияющих на них и изучение основных современных концепций экологии.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Данная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла бакалаврской программы направления «Радиофизика», она входит в блок общих естественно – научных и гуманитарных дисциплин, закладывает основы фундаментальных знаний в области наук о Земле и обществе.
Для освоения дисциплины студент должен обладать знаниями в объеме школьных курсов математики, физики, химии, биологии.
Освоение данной дисциплины необходимо для формирования естественно – научного базиса мировоззрения студентов, для использования ими этих знаний в процессе дальнейшего обучения и практике профессиональной деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
– способность использовать основные положения и методы экологии при решении социальных и профессиональных задач, а также анализировать социально-значимые процессы и явления (ОК-10);
– способность под руководством обеспечивать экологическую безопасность производства на предприятиях (ПК-31).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
-
Знать:
– основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий.
-
Уметь:
– прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;
– выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применении.
-
Владеть:
– методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды.
4. Структура и содержание дисциплины
1. Экология как наука
Предмет экологии и объекты экологического анализа. Уровни организации жизни, окружающая среда, экологические системы. Элементы истории экологии.
2. Концепция экосистемы
Структура, принципы организации и функционирования экосистем. Принцип эмерджентности. Кинетическая основа и стабильность экосистем. Биологическая регуляция геохимической среды. Энергия в экологических системах.
3. Классификации экосистем
Критерии классификации экологических систем. Метафизика естественного многообразия (естественные экосистемы). Город как гетеротрофная система. Агрокомплексы в системах экологической классификации природных комплексов.
4. Структура, функционирование и развитие экосистем
Структура и динамика популяций. Популяции в сообществах. Концепция продуктивности. Пищевые цепи и трофические уровни. Развитие экосистем. Концепция климакса.
5. Энергетические характеристики среды и экологические факторы
Организм и среда. Энергетические характеристики среды. Концепция лимитирующих факторов. Важнейшие лимитирующие физические факторы окружающей среды. Структура и основные типы биогеохимических циклов.
6. Прикладные вопросы экологии
Антропогенный стресс и токсические отходы как лимитирующий фактор индустриальной цивилизации. Экология человека. Физиологические основы адаптации. Химические, физические и психологические факторы техногенной среды обитания человека. Факторы экологического риска. Экологический мониторинг. Моделирование экосистем и экологическое прогнозирование. Методы прогнозирования.
7. Принципы развития биосферы и концепция устойчивого развития
Биосфера как глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Стратегические принципы развития биосферы. Элементы учения о ноосфере и концепция устойчивого развития. Модели глобального развития.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы: 144 часов.
№ |
Раздел |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
лекции |
консуль |
семи |
Самост. работа |
|||||
1 |
Экология как наука |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Устный опрос |
|
2 |
Концепция экосистемы |
2 |
2-3 |
3 |
3 |
6 |
Устный опрос |
|
3 |
Классификации |
2 |
3-4 |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
|
4 |
Структура, |
2 |
5-6 |
4 |
4 |
8 |
Устный опрос |
|
5 |
Энергетические
|
2 |
7-8 |
3 |
3 |
6 |
Устный опрос |
|
6 |
Прикладные вопросы экологии |
2 |
8 |
3 |
3 |
6 |
Устный опрос |
|
7 |
Принципы развития биосферы и концепция устойчивого развития |
2 |
9 |
1 |
1 |
2 |
Устный опрос |
|
8 |
Итоговый контроль по дисциплине |
2 |
9-10 |
18 |
Зачет |
|||
ИТОГО |
17 |
17 |
52 |
5. Образовательные технологии
При реализации дисциплины «Экология» занятия проводятся в различных формах: лекции, консультации в форме дискуссий по предварительно подготовленным рефератам.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Обучающиеся по данной дисциплине студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы:
– подготовка рефератов;
– изучение законодательных актов по охране окружающей среды;
– подготовка ответов на контрольные вопросы;
– подготовка к зачету.
Темы рефератов.
-
Концепция климакса.
-
Коэволюция природы и общества.
-
Антропогенный стресс и токсические отходы как лимитирующий фактор индустриальной цивилизации.
-
Типы взаимоотношений между видами.
-
Методы биоиндикации в системе экологического мониторинга. Виды индикаторов.
-
Системы мониторинга Земли.
-
Экологические исследования «Римского клуба».
-
Концепция ноосферы В.И. Вернадского.
-
Физиологические адаптации животных и растений.
-
Международные нормативные акты охраны окружающей среды.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
-
Теоретический базис и основы экологии как науки.
-
Иерархия уровней организации жизни.
-
Принцип эмержентности.
-
Модели в экологии.
-
Биогенные элементы, их значение, особенности динамики.
-
Кинетическая основа и стабильность экосистем.
-
Концентрация токсических соединений при продвижении по пищевой цепи.
-
Качество энергии в контексте проблем экологии.
-
Агрокомплексы в системах экологической классификации природных комплексов.
-
Город как гетеротрофная система.
-
Химические, физические и психологические факторы техногенной среды обитания человека.
-
Экологический мониторинг.
Примерный перечень вопросов к зачету
-
Концепция экосистемы.
-
Энергетические характеристики среды.
-
Биологическая регуляция геохимической среды.
-
Концепция продуктивности.
-
Пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни.
-
Метафизика естественного многообразия (примеры экосистем).
-
Детритная пищевая цепь.
-
Флуктуации численности популяций и циклические колебания.
-
Экологическая эффективность.
-
Структура популяций: агрегация, принцип Олли и безопасные поселения.
-
Классификации экосистем.
-
Роль консументов в динамике пищевой цепи.
-
r-отбор и K-отбор.
-
Типы взаимодействия между видами.
-
Концепция лимитирующих факторов.
-
Стратегия развития экосистем.
-
Компенсация факторов и экотипы.
-
Концепция климакса.
-
Условия существования как регулирующие факторы.
-
Коэволюция.
-
Основные типы биогеохимических циклов.
-
Трофическая структура и экологические пирамиды.
-
Глобальный круговорот углерода.
-
Энергетика размеров, закон уменьшения отдачи и концепция поддерживающей ёмкости среды.
-
Осадочные циклы.
-
Глобальный круговорот воды.
-
Антропогенный стресс и токсические отходы как лимитирующий фактор индустриальной цивилизации.
-
Глобальный круговорот азота.
-
Физиологические основы адаптации.
-
Круговорот фосфора.
-
Круговорот серы.
-
Круговорот второстепенных элементов.
-
Стратегические принципы развития биосферы.
-
Концепция устойчивого развития.
-
Биосфера как глобальная экосистема.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
-
Одум Ю. Экология /в 2-х т./. М.: Мир. 1986. – 704 с.
-
Фёдоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. M.: Изд-во МГУ. 1980. – 464 с.
-
Павлов А.Н. Экология: Рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2005. – 343 с.
-
В.А. Гордиенко, К.В. Показеев. Экология. Базовый курс для студентов небиологических специальностей: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2014. -640 с.
б) дополнительная литература:
-
Куклев Ю.И. Физическая экология. М.: Высшая школа. 2003. -357 с.
-
Киселев В.Н. Основы экологии. Минск: Изд-во «Унiверсiтэцкае».2000. -383 с.
-
Колесник А.Г., Колесник С.А., Побаченко С.В. Электромагнитная экология. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2009. – 336 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
При освоении дисциплины используются презентации по отдельным разделам дисциплины, компьютерные классы РФФ ТГУ с доступом к ресурсам Научной библиотеки ТГУ, в том числе отечественным и зарубежным периодическим изданиям, и сети Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 011800 – Радиофизика.
Автор А.С. Бородин, доцент кафедры космической физики и экологии.
Рецензент доцент Кулаев С.П.
Программа одобрена на заседании Учёного совета радиофизического факультета Томского государственного университета 25.01.11, протокол № 1.